Информационный портал

УСТРОЙСТВО АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

К нструкция авиационных двигателей весьма разнообраз- о общее устройство и основные детали их довольно схо- На’ Для ознакомления с устройством авиационных двигателей ж1|’ ограничимся описанием четырехтактного бензинового двигателя с жидкостным охлаждением (фиг. 283) ‘.

В стальном цилиндре 1 движется изготовленный из алю- іиниевого оплава поршень 2, связанный шатуном 3 с коленчатым валом 4. Цилиндр состоит из стакана 5 и головки 6. Штифоанная внутренняя поверхность стакана называется зеркалом цилиндра. В головке имеются гнезда для впускных клапанов 22 и выпускных клапанов 23, а на головке смонтирован механизм привода клапанов.

Верхняя часть поршня называется днищем, а хвостовая цилиндрическая часть — юбкой. В цилиндрической части поршня имеется несколько канавок, в которых помещаются разрезные весьма упругие поршіневые кольца, сделанные из высокосортного чугуна. Три или четыре верхних кольца 7 обеспечивают надежное уплотнение камеры сжатия цилиндра и называются уплотняющими. Кроме них, на поршне имеются еще одно или два кольца 8, предотвращающих проникание смазывающего масла со стенок цилиндра к головке поршня. Эти нижние кольца называются м а с л о с б о р- н ы м и.

Стальной коваіный шатун ‘Сочленен с поршнем стальным поршневым пальцем 9, проходящим сквозь бобышки поршня и поршійевую головку шатуна,. С коленчатым валом шатун связан своей большой или кривошипной головкой, охватывающей шатунную или моты левую шейку коленчатого вала.

Цилиндры монтированы на отлитом из алюминиевого сплава картере, состоящем из верхней 10 и нижней 11 половин. В картере лежат коренные подшипники 12 коленчатого вала. Двигатель крепится к подмоторной раме самолета за картер, для чего на нем имеются приливы, в которых просверлены отверстия для фундаментных болтов.

Пара конических шестерен 13 и
14 передает вращение от вала вертикальному передаточному валику 15, Чере3 конические шестерни 1С и 17 вращение передается распределительному или кулачковому валитач что к^13убД0В У ШССТ°Рен 13′ 14. и 17 подобрано

котенчТтош яІ ?^ ВЗЛИК
‘вРащгется вдвое медленнее коленчатого вала. Кулачки 19 кулачкового валика при вращелова .Конструкция0^Твмии К НСЙ ТеКСТ заимствованы из статьи П. И. Ор- лишь незначительной переработке* двигателей причем текст подвергся

Устройство авиационного двигателя

ФИГ’ 283т™!и„УСТР’^т
четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения, работающего на легком топливе (бензине).

его нажимают на ролики коромысел 20, заставляя коро- ниИ а
отклоняться. При этом противоположные концы коро- МЬ1 ел
несущие ударники 21, нажимают на клапаны 22 и 23 и вставляют их открываться. Когда кулачок 19 отойдет от ролика коромысча 20, клапанные пружины 24 снова закроют клапан, прижав его грибовидную головку (грибок или тарелку) к клапанному седлу.

Клапан состоит из грибка, плотно прилегающего к седлу, вваренному или ввернутому ів стенку головки цилиндра, и штока, движущегося в чугунной или бронзовой направляющей втулке 25.

Топливо-воздушная смесь приготовляется в ходе всасывания в карбюраторе 26, соединенном всасывающим трубопроводом 27 с всасывающим патрубком 28 цилиндра. Топливо подается в карбюратор из бака по трубке 29 при помощи одного или двух (для -большей надежности) топливных насосов и подводится к поплавковой камере 30, в которой поплавок 31, связанный с игольчатым запорным клапаном 32 (иглой), поддерживает постоянный уровень. По достижении предельного уровня поплавок поднимается (всплывает), и игла закрывает отве :тие подающего топливопровода 29.

Из поплавковой камеры топливо проходит в жиклер 33 и через калиброванное отверстие жиклера засасывается в диффузор 34, где скорость засасываемого двигателем через воздухозаборный патрубок 35 воздуха наиболее высока, а следовательно, давление понижено’. Проходящий через диффузор воздух разбивает вытекающее топливо на, мелкие капли и увлекает его в смесительную камеру 36, где топливо1 частично испаряется и перемешивается с воздухом; далее топливо-воздушная смесь двигается к цилиндру. За смесителем помещается дроссельная заслонка (дроссель) 37 открывая или прикрывая которую можно регулировать количество смеси, поступающей в цилиндр, а следовательно, и мощность двигателя.

Передний конец коленчатого вала двигателя называется носком. Н.а носке посажена на шлицах втулка воздушного винта 38. Для воісприятия тяги винта в носке 40 двигателя установлен упорный подшипник 39, через который тяга передается картеру, а через него — подмюторной раме самолета. Коленчатый вал заканчивается хвостовиком 41, на котором

^’ЧНО сидят шестерни для передачи вращений вспомогательным агрегатам.

Топливо-воздушная смесь в конце хода сжатия воспламеняется электрической искрой, проскакивающей в нужный момент между электродами запальных свечей 42, ввинченных в в головке цилиндра. Для большей надежности за- ГГ ! „!„МЯ б0лее быстр зго сгорания топлива устанавливают в каждом цилиндре по две свечи Электрический ток подается к свечам от магнето 43 высокого напряжения по проводникам 44. Для большей надежности авиационные двигатели снабжают двумя магнето, т. е. двумя независимыми системами зажигания, дублирующими одна другую.

В авиационных двигателях применяется непрерывная принудительная циркуляционная система смазки с промежуточным охлаждением и фильтрацией отработавшего масла. Из основного бака масло поступает в нагнетательную помпу 45, откуда под давлением от 5 до 10 ат подается по напорной магистрали 46 к подшипникам коленчатого вала и к другим деталям, требующим обильной смазки. Стенки цилиндров и шестеренчатые передачи обычно смазываются разбрызгиванием.

Масло, смазавшее детали двигателя, стекает в маелоототой- ник, откачивается оттуда отсасывающей масляной помпой 47 , и подается через фильтр в масляный радиатор 48, где охлаждается, после чего снова направляется в масляный бак.

Несмотря на упругость поршневых колец, невозможно добиться идеальной герметичности камеры ‘сгорания и туда Попадает немного масла, которое сгорает ео. время вспышки смеси. Поэтому при работе двигателя масло непрерывно расходуется (сгорает).

Охлаждающая жидкость прогоняется через рубашки 49 цилиндров при помощи центробежного насоса 50, приводимого во вращение от коленчатого вала через шестерни 13 и 53 и вертикальный валик 54. В радиаторе 51 жидкость отдает тепло встречному потоку Воздуха, после чего засасывается помпой и снова направляется в рубашки цилиндров.

Кроме магнето, водяных и масляных помп, .авиационный двигатель снабжен многочисленными агрегатами. К важнейшим агрегатам относятся нагнетатель, редуктор и другие менее крупные агрегаты: вакуумная помпа, масляная помпа для привода многочисленных гидравлических устройств самолета и компрессор для получения сжатого воздуха.

Помимо этого на двигателе установлены генератор электрического тока, электрический или инерционный стартер (самопуск) и приводы для синхронизатора пулеметов и для счетчика оборотов.

Навигация