Информационный портал

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОДКИ

Применение дерева в качестве строительного материала имеет очень много положительных сторон. Технология производства значительно упрощается. Материал очень дешев, ремонт не требует наличия специальных устройств, как например в случае применения дюраля или стали. Все это говорит в пользу дерева. Поэтому многие фирмы гидросамолетов до сих пор не отказываются от этого материала и, если не полностью, то хотя бы наполовину используют его в своих конструкциях.

Как уже упоминалось выше, применение дерева имеет некоторый предел. Самый большой гидросамолет наших дней, построенный из дерева, Savoia „S-55 имеет всего около 8000 кг (если не считать неудачной попытки применения дерева в гидросамолете Richard Penhoet весом около 20 000 кг). Вообще же деревянные конструкции выгодно применять до 5000—6000 кг, так как выше этих значений конструкция усложняется и увеличиваются сечения. Последнее влечет за собой увеличение веса самолета настолько, что полезная отдача становится явно невыгодной. Кроме того, применение больших сечений из дерева

Примечания

Параллельно волокнам

Перпендикулярно волокнам

1

1

1

II волокнам — ± волокнам

Упругость сдвига

2000-8000

1

1

1

1

700—350

Модуль растяжения

000001 000 001

Смятие

-2 -—2 w О cj ІО -Г

1 1

^ СО ^ со

1

1

1

8

Временное сопротивление сдвигу

50-120 70-170

1

1

1

В

г-ч

Временное сопротивление сжатию

о о

О LO т}- г}-

8 со

о

ю

о о ю

1

Временное сопротивление изгибу

О О О О (О

1

о о ю

о о

оо

1

Временное сопротивление растяжению

1

о О о о t- t—

о ю тг

о о f-

750-800

700-350

Удельный вес

to Г—

о о

0,4-0,46

0,52-0,55

0,80

оо о

Наименование материала

Сосна …. Ясень ….

Лнпа………………..

Лиственница .

Дуб…………………

Фанера . . .

приводит к необходимости склеивать их из нескольких брусков, что не совсем надежно в условиях влажного морского воздуха.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОДКИ

килеЬой (рус.

Для деревянных конструкций применяется много различных пород дерева. Главнейшие из них: ясень, сосна, липа, красное дерево, кедр, тополь, орех, спрус, бальза, лиственница. Применение всех этих пород не вызывается необходимостью, — можно великолепно обойтись без

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОДКИ

снул. стрингер.

Фиг. 158. Фрезеровка стрингеров.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОДКИ

многих. Конечно, спрус, тополь, бальза — представляют очень большой интерес, но отсутствие их в Советском союзе научило советских инженеров прекрасно заменять эти сорта другими. Поэтому наиболее распространенными у нас нужно считать сосну, ясень, липу, лиственницу и, отчасти, дуб. Кроме того, применяются все виды фанеры. Выше приводится таблица весовых и механических качеств главнейших древесных материалов (табл. 40).

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОДКИ

движения                     направление тона

Фиг. 159. Стык на-ус.

Все данные относятся к влажности?^ 12°/0.

Переходя непосредственно к деревянным лодкам, рассмотрим сначала конструкцию деталей, которые являются общими и характерными для всех схем деревянных лодок. Такими элементами являются скуловые и вспомогательные стрингеры и килевые брусья.

Скуловые стрингеры и килевой брус обычно изготовляются из ясеня, так как эти элементы, следуя за обводами лодки, должны быть заранее выгнуты. Кроме того, они являются основными в системе набора, а потому их изготовляют из более прочного, хотя и тяжелого дерева.

Для изготовления скуловых стрингеров обычно выбирают лучший мелкослойный ясень с очень ограниченными свилеватостью и косослоем (до 1%), возможно большей длины, чтобы иметь наименьшее число стыков. Так как фиг 160 деревянные гидросамолеты очень ограничены по величине, Усиление то максимальные сечения скуловых стрингеров имеют раз- стрингера, меры 30X30; 25 X 25 мм и т. д. Обычно им придают прямоугольное сечение. Сечение стрингеров обыкновенно не бывает постоянным по всей длине лодки, а от главных узловых шпангоутов к носу и к корме его постепенно уменьшают. Таким образом, если в середине имеют 30 X 30 или 25 X 25 мм, то по концам эти сечения можно до221

вести до 15 X 15 мм. Меньших сечений делать не рекомендуется, так как стрингер может расколоться под шурупами и гвоздями. Для облегчения стрингеров в промежутках между піпангоутами их обычно фрезеруют (фиг. 158).

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОДКИ

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОДКИ

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОДКИ

Фиг. 162. Носовой шпангоут „Ш-2

Для килевых брусков берут сечения порядка 40 X 25 мм. В конструкциях лодок важным вопросом является стыковка продольных эле©

UtM

Фиг. 161. Соединение стрингеров со шпангоутами.

ментов, так как очень трудно (из-за недостатка полномерного материала), хотя и очень желательно, изготовлять их из одного куска.

Стыки стрингеров и килевого бруса делают обыкновенно „на-ус, руководствуясь при этом установленными нормами (фиг. 159). Обычно 1=10—12Л (в английских конструкциях эти стыки доходят до

L—bli). Расположение стыка относительно воды должно быть таким, чтобы до некоторой степени предохранить его от расклеивания. Склейка стыка производится казеиновым клеем.

Прочность склейки на сдвиг 100 кгсм». Очень важный вопрос—размещение стыков по длине лодки. Стыки стрингеров не рекомендуется размещать на сильно изогнутых местах. Кроме того, стыки всех четырех скуловых стрингеров и килевого бруса не должны приходиться в одном сечении лодки (один относительно другого). В местах, где требуется местное усиление стрингера, применяется другая конструкция (фиг. 160).

Стрингер в этом;случае усиливается накладками из сосны или ясеня, образующими угольник. Ширина накладок?^ 60 мм, а толщина 6—8 мм. Соединение стрингеров со шпангоутом показано на фиг. 161. На фиг. 161,/ изображено крепление нижнего скулового стрингера, а на фиг. 161, 2 — бортового вспомогательного.

Характерная конструкция шпангоутов лодки с поперечным набором изображена на фиг. 162—165.

Донный брус шпангоута, заменяющий флор, делается из ясеня, бор- говые стойки и бимс — из ясеня или из сосны, — в зависимости от размеров самолета. Для облегчения в промежутке между скулами стержни шпангоута фрезеруются, как показано на чертеже. Наиболее употребительные сечения показаны на фиг. 166.

Расстояния между шпангоутами для лодок поперечного набора в среднем равняются 300—325 мм. Эти расстояния неравномерны по длине лодки. В районе переднего редана, где нагрузка на днище имеет наибольшее значение, эти расстояния 300 мм. Г1о мере удаления к носу и особенно к корме расстояние постепенно увеличивается до 400—450 мм (фиг. 167—168). Вместе с тем Фиг. 163. Средний шпангоут „Ш-2. меняются и сечения шпангоутов.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОДКИ

Сечения, показанные на фиг. 166, характерны для центральных шпангоутов лодок 3500—4000 кг полетного веса, к носу и корме сечения несколько убывают, принимая значения 20 X 12 мм. Меньше 12 мм толщину делать не удается, так как тогда стержни шпангоутов будут раскалываться под шурупами и гвоздями. Поэтому 20X12 мм — это минимально допустимое сечение.

По углам шпангоуты скрепляются фанерными кницами Д ^ 3,0 мм на казеиновом клею и на оцинкованных гвоздях.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОДКИ

Конструкция переборки показана на фиг. 165. На самолете „S-62 bis конструкция флора несколько иная, а именно: флором является целая ясеневая доска толщиной Д=15 мм, высотой Л =120—250 мм. Для облегчения доска эта частично выфрезерована (см. фиг. 169).

Pages: 1 2 3

Навигация